Реклама от Мегафон (закрыто)

Искренне не хотел писать эту историю до того, как она завершится, в чью-либо пользу. С другой стороны, тут можно будет следить за событиями. 

Предыстория

Итак, я абонент компании Мегафон уже больше десяти лет. Когда они пришли в наш город (кажется, это был 2002), мой отец купил sim-карты, одну из которых получил я. Со временем, я отказался от их услуг, перешёл к конкурентам с более выгодными тарифами, а в 2015-м, я устроился в аффилированную с Мегафоном компанию-дочку, получил корпоративную sim-карту, которой успешно пользуюсь уже как частное лицо после увольнения. Основная карта — Yota (да, да, все яйца в одной корзине, но она меня не подводит, пока что) с номером, перенесённым со студенческой симки по MNP.

Недавно, в связи с частыми поломками моего Meizu, я вернул деньги и решил перейти на iPhone SE, раз в 2018-м маленьких мощных смартфонов больше не выпускают. Мегафоном к этому времени я почти уже не пользовался, просто сохранял номер, да и с банками общался. Sim-карту поставил в новенький Nokia 105, где она сейчас и стоит единственной.

Проблема

11 августа я начал получать на телефон push-уведомления с рекламой. Сохранить их, разумеется, нельзя. Сделать screenshot, тоже, поэтому я просто делаю фотографии на смартфон, по крайней мере дату съемки можно вытащить, чтобы кадр послужил доказательством. 

Я написал об этом в твиттере, пообщался с поддержкой, и они решили составить претензию. Ну, думаю, ок. Отключат. Но, оказалось всё не так просто. Вначале сотрудник не поняла, что я столкнулся именно с push-уведомлениями, потом они не поняли как отключить. По требованию был перезагружен телефон. Ничего не изменилось. 

Сообщения приходят часто, надоедают и отвлекают, поэтому я решил обратиться в ФАС, но для этого необходимо было подготовиться. 

Для начала я написал письменную претензию, где сослался на п.14.16 Условий (часть договора с оператором), в которых я могу отказаться от положений п.14.14.2 (получение рекламы от оператора и их партнеров) и ст.18 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ. Причём, если по Условиям можно было бы настаивать на исполнении требования только по ст.31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.04.2018) «О защите прав потребителей» — десять дней, что много, учитывая, как спам раздражает, то по закону «О рекламе» требование должно быть исполнено «немедленно», после получения требования.

Как Мегафон исправлял проблему?

Они зарегистрировали претензию и их сотрудник позвонил, сообщив, что работают над решением. Почему-то он проговорил о каких-то 14 днях на решение, я не согласился с ней и заявил, что мне неважно, как будет решена проблема, но она должна быть решена немедленно, как того требует закон.

Затем я продолжил фотографировать каждое push-уведомление и сохранять его на dropbox. 

11 августа пришло 3 рекламных сообщения.
13 августа пришло 1 сообщение.
14 августа — ещё одно.
15 августа — больше пяти, два из которых были написаны во время составления претензии в Федеральную Антимонопольную Службу.

Ещё 15 августа я взял копию договора в Мегафоне, потому что его потребует ФАС. Кстати, если вы не знали, полное ФИО директора ПАО «Мегафон» по Центральному региону — Никитин Денис Александрович — полностью оно нигде не упоминается.

Я решил отправить копию претензии в ФАС в Мегафон и отправил им ссылку на Dropbox, в котором хранится и заявление к ним, и фотографии рекламы, теперь уже «незаконной», и договор, на что сотрудники искренне заявляли, что ссылка не открывается. Видимо, их системные администраторы запретили по ним переходить.

Что будет дальше буду публиковать в этой же записи со временем. Пока ждём ответа от Мегафона и ФАС России. 

Зачем мне всё это?

Я неоднократно видел бабушек, дедушек и людей под 40, которые приходили в офисы Мегафона, чтобы отключить какие-то подписки, за которые с них сдирали деньги. Искренне верил, что эти люди сами куда-то зашли и понахватали. Оказалось нет. Мегафон сам рассылает сообщения, построенные таким образом, что нажать ОК не является большой сложностью. А дальше… вы сами согласились. 

Решение частной проблемы

20 августа мне пришло смс о том, что Мегафон отключил информационно-развлекательные уведомления, которые относились к категории «Калейдоскоп», на которые я самостоятельно не подписывался. В случае повторения такой проблемы, просили обратиться в салон связи и получить сим-карту без «SIM-меню» (я не пользовался этим пунктом меню с 2002 года, когда после пары кликов была аналогичным образом списана крупная сумма). С этого момента мне перестали приходить уведомления, тем не менее забирать заявление из ФАС России я не буду. Искренне желаю, чтобы проблема была решена в принципе.

Что делает ФАС?

Напомню, 15 августа было направлено обращение у Центральный аппарат ФАС России. Был получен номер для отслеживания. 

12 сентября, пришла «отписка», которую сформировали ещё 7 сентября. В ней указано, что от меня «поступило обращение с претензией к распространению рекламы посредством смс-рассылки», а теперь «на основании пунктов 6, 14 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 №508, направляет обращение в территориальное УФАС России для рассмотрения существу». 

Вы обратили внимание на то, что документ, сформированный 7 сентября, был отправлен 12 сентября? А ещё на то, что ФАС подменяет понятия: push-рассылки, т.е. рассылки никак не доказуемой, кроме свидетелей и фотографий (ибо она не отображается в выписке), и смс-рассылки, которая в выписке, как раз, отображаться будет. Теперь стоит ожидать месячного откладывания, чтобы потом, несмотря на просьбу рассматривать дело заочно, получить вызов в управление.

13 сентября, пришло письмо от руководителя территориального УФАС, которая внимательно прочитала «отписку» Центрального Аппарата ФАС России, но не ознакомилась с оригинальным заявлением, в котором говорилось не о смс-рассылке, а о push-уведомлениях (подробно рассказывать о качестве ответа, с оборванными предложениями, не буду). Соответственно и запрашивалась выписка от оператора, в которых отображаются полученные смс, но не отображаются полученные push-уведомления.

В ответном письме обратил на это внимание, приложил, конечно, выписку, и направил на фотографии, которые сделал во время спама. Так же дал определение push-уведомлениям, взятым с Хабра, ибо больше нигде такого не нашлось. Отдельно предложил ознакомиться с ответами оператора в сообщениях в твиттере, которые так же могут служить доказательством того, что оператор рассылает уведомления и работает над тем, чтобы их отключить. 

Обратил внимание на то, что территориальному УФАС недостаточно поставленной галки о разрешении обрабатывать персональные данные на сайте ФАС России, а так же соответствующего абзаца в заявлении. Просят написать отдельное заявление полностью. Тоже пишем. 

19 сентября, от территориального УФАС пришло бумажное письмо с уведомлением по Почте России (видимо, для этого им требовался мой физический адрес). И это несмотря на то, что в запросе была указана просьба отвечать в электронном виде. Позвонил в Общественную приёмную ФАС России и уточнил, что делать в таком случае. Ответ: ходатайствовать с требованием, оно исполнимо. 

Замечательно, думаю. Я изначально указывал определённые требования, зачем отдельное ходатайство? Так качественно передаются данные между отделами ФАС России? Закрытие дела

К Мегафону претензий нет

8 сентября со мной связался представитель Мегафон, которая занималась полученным от ФАС представлением, который описала всё, что было сделано компанией для того, чтобы решить проблему, с которой я столкнулся. Мне было предложено решение, которое меня устроило и я согласился написать заявление в УФАС об отзыве жалобы. Так же я попросил от компании письменное извинение, которое публикую.
Официальный ответ от ПАО "Мегафон" с извинениямиПо итогу рекомендовать всем могу только одно: помогайте компаниям делать их работу лучше, тогда и пользоваться услугами будет удобно. Если компания не готова быстро решить проблему, вам поможет ответственный государственный орган власти. Это их служба, это ваше спокойствие.

К УФАС претензии остались

12 октября я получил письмо от Территориального офиса УФАС России в котором сказано, что дело закрыто по моему запросу, а так же потому, что фотография нарушения закона о рекламе не является доказательством. 

Очередной раз убеждаюсь в некомпетентности этих сотрудников и убеждён, что орган, работающий на наши с вами налоги, нужно расформировывать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *