Syberia 3

Microïds совместно с Бенуа Сокалем выпустили продолжение серии игр моего детства Syberia. Той самой, в которой нью-йоркский адвокат Кейт Уокер отправилась в Валадиленд (этот перевод мне нравится больше всего), чтобы подписать контракт на продажу местной фабрики автоматонов (узко-запрограммированных роботов) американской корпорации. Владелица фабрики умирает, нотариус заявляет, что есть наследник, он жив, но его надо найти. Так начинается невероятное приключение на восток, на остров Сиберия, где всё ещё сохранились живые мамонты.

Казалось бы, классно, ты снова можешь встретиться с любимыми героями, которых оставили где-то на севере. Узнать, что будет дальше, да и квестов хороших, где не надо ни в кого стрелять, и ни от кого убегать, в последнее время всё меньше и меньше.

Требования и объёмы

Итак, я купил Siberia 3 в первый день предзаказа, запустил и… У меня был компьютер на Intel Core i3-2300, 8Gb оперативной памяти и 2Gb GTX960. Игра запустилась с такими огромными «лагами», которых я не встречал давно. Так получилось, что примерно в это время я обновлял компьютер, и у меня появилась 8Gb RX580. Игра запустилась, но всё ещё была достаточно неиграбельна. В итоге, только сейчас, когда есть и i5-8600K, и 16Gb оперативной памяти, и уже упомянутая RX580 я решился поставить игру и пройти. Просто задумайтесь, для того, чтобы пройти квестовую, практически пошаговую игру, мне нужен мощный компьютер!

Всё дело в том, что толи Сокаль, то ли Microïds решили показать: они умеют в 3D. Когда играешь в Syberia 3, ты видишь массу моделей, ты можешь осмотреть их со всех сторон (это сделали частью обязательного игрового опыта), приблизить, отдалить, повернуть. Ты играешь в 3ds max с парой коротких сцен, а не в ту Syberia с длинными городами, сложными загадками, где надо возвращаться к началу, чтобы пройти дальше.

В первой части было 4 города, и была возможность вернуться назад. Во второй части тоже было 4 локации. В третьей их тоже 4, первая достаточно большая, тут и больница, и лагерь юколов, и городок, и корабль. На оставшиеся, видимо, не хватило времени. Да, вы можете пройти почти в любую часть локации, покрутить мышкой, осмотреть всё, на что наткнётесь. Но это не даст вам ничего, объектов взаимодействия мало.

У первой и второй игр серии был замечательный саундтрек, там был шум листвы, моторов, стук железной дороги, гул университета. В Syberia 3 на этом сэкономили. У вас есть два запоминающихся трека, которые крутятся всю игру. И если бы там было больше одного четверостишья… Нет, он будет повторяться, но останется достаточно невнятным, чтобы вы не смогли разобрать текст и вам хотелось послушать ещё.

Осовременили, не канон

В третьей части разработчики прогадали, сделав игру в угоду современным пользователям, а не фанатам серии. Очень с многими элементами приходится взаимодействовать «свайпами». Да, на планшете и на телефоне, где игра однозначно выйдет, это будет удобно. Но программисты плохо прописали скрипт, поэтому мышкой приходится управлять будто бы с усилием.

Зачем-то придумали два уровня сложности. Зачем? Зачем подсказки в квесте? Это нечестно. С подсказками играть неинтересно, да и кому они нужны, найдёт в интернете прохождение. Зачем мне предлагать поставить найденный предмет или подсвечивать элемент на экране? Это убивает игру.

Из-за 3D анимации надо было придумать, как заставить экран повернуться. Вместо того, чтобы, как раньше, просто провести курсор к краю экрана, задействовали нажатие правой кнопкой. На неё же повесили отмену приближения и возврата к большой сцене.

Просто представьте, вы играете в первую часть, где отмена происходит кнопкой на экране, а на правой клавише мыши столь необходимый вам инвентарь. Вы делаете тоже самое во второй части. Теперь вы приблизили элемент, с которым надо взаимодействовать предметом из инвентаря, по привычке нажимаете правую кнопку, вместо I (кто додумался на клавишу I вешать инвентарь? Почему тогда не на E?), и вас возвращает к сцене раньше. И это с достаточно долго загрузкой.

Отдельный вопрос по геймплею за Оскара. Оскар – автоматон. Автоматоны – не роботы, у них есть чётко заложенная программа. Если вспомните, он не мог даже общаться на различные темы в первой части. Работал строго по прописанному скрипту. А тут, он и испытывает чувства: Ой, Айаваска ко мне пристаёт! Ой, я без одежды! Идите дальше, оставьте меня! – откуда такое разнообразие? А ещё вы можете, играя за Оскара выйти наружу и сделать то, для чего его не разрабатывал Ганс. Или вместе с новым телом он получил новые знания? Они же все хранятся в сердце, где и мифическая «душа».  

Производительность, баги, локализация

С производительностью всё тоже не очень хорошо. Меняете локацию внутри города? Держите загрузку. Пропал курсор (это происходит очень часто), и вы нажали в ничем не обозначенное место для перехода в другую часть – держите загрузку. Да Кейт натыкается на юколов и не может пройти сквозь них – это отлично, но почему они ходят кругами? Почему они, словно освобождённые американцы на блокпостах из Far Cry 5 под колёса автомобиля, бросаются в ноги Кейт Уокер?

Да, Microïds, вы сохранили классические кат-сцены, но на фоне качественных 3D-моделек они выглядят как фильм из 80-х в 2019 году.

Когда Blizzard Entertainment добавила в World of Warcraft полёты, появились места, где персонаж застревает без возможности улететь. Когда Бенуа Сокаль добавил в игру 3D, появились локации, из которых просто нельзя выйти. Вы зашли, молодец, вы в ловушке.

Мне нравились игры серии тем, что они были хорошо локализованы. В них были не только субтитры на русском, но и озвучка (в ПК версии), что стоит дорогого. В Syberia 3 вы можете наткнуться на диалог у стадиона, где внезапно пропадает значимый его кусок. Он просто проматывается и занимает ровно секунду. Вы не сможете его прослушать, но сможете прочитать, если будете вести стрим и остановите кадр. Только так. Есть перевод Юколов в книге, который почему-то не сделан. Читайте на английском, пожалуйста, пытайтесь понять, что же от вас хотят! Книга, между прочим, важный элемент прохождения. Ещё один важный элемент, время… локализаторы перевели ужин, как обед, и это снова ломает игру. Да, слово «dinner», но это только в пятом классе средней школы оно обозначает обед. В остальных случаях – это ужин.

Перейдём к сюжету

Понятно, что Бенуа хотел показать, что Кейт не осталась на острове, что ей было необходимо хоть как-то вернуться в мир. Понятно, что все события предыдущих частей должны иметь последствия: нельзя убегать с работы с неподписанным контрактом крупной фирмы (обвинят в краже контракта и денег), нельзя пропадать от родственников (заявят в полицию, наймут детектива). Но возникает ощущение невероятной мрачности происходящего.

Вам было интересно, как Кейт решит эти проблемы? А никак она не решит! Она продолжит убегать, оказавшись в коммунистической стране на территории СССР, которая этим самым СССР совсем не является. Тут есть всевластный полковник, с непонятными головорезами без единой формы, которые боятся стрелять без приказа, даже если из-за этого не выполнят задачу (классические каскадёры из боевиков). Есть завербованный правительственный агент, который ставит опыты над людьми. Геноцид коренного населения. Бытовой шовинизм.

Кейт каким-то образом умудряется общаться с местным населением, которое должно, судя по надписям везде, где только можно, говорить по-русски. Как-то выучила язык юколов. Или они поголовно выучили английский для общения с Кейт.

Сюжет мрачен, но он не такой увядающе осенний или зимний, как это было в двух предыдущих частях. Он пост-апокалиптично ядерный. Да, спасибо, господин Сокаль, за ядерный взрыв в Барануре, он объяснил мне многое, что творится в Комсомольске, в Аралабаде, это вкладывается в канву повествования. Но не дань ли это современной моде? Почему ядерное заражение ходит строго по очерченным линиям? Почему оно задело даже не весь город? Как ядерный удар не повредил город на иной стороне озера? Я могу предположить появление гигантского кальмара из-за ядерного облучения, но почему на линии город-берег-озеро именно берег оказался единственным свободным от заражения местом?

Юколы, которые движутся вместе со страусами, которые мигрируют три раза в столетие. Резкий переход от пустынной и пост-ядерной коммунистической страны в зелень и красоту на границе… Бенуа, что вам сделали коммунисты? Почему их мир столь отвратителен вам? Почему он так гротескно ломает судьбы людей?

Почему так просто пропадает детектив? Это важная фигура по возвращению Кейт в штаты. Местное правительство дало ему карт-бланш на любые действия и приказала местным полицейским оказывать содействие. Почему он просто пропадает в лагере юколов?

Почему пропадает девушка полу-юколка Дуняша? Она живёт одна на кладбище посреди заброшенного стадиона, в городе, где взорвалась атомная электростанция. Она просит общения с вожаком юколов. Но почему его не показали? Почему она просто остаётся на развалинах? Почему девушка-юколка, по собственным убеждениям, не идёт со своим народом? Почему трактирщик приглашавший на задушевный разговор в своё заведение, просто отказывается говорить?

И только героический капитан Обо не так прост, как кажется.

Вместо заключения

К сожалению, игра не стала must have, даже для тех, кто прошёл и любил первые две части. В ней множество спорных решений, огромное количество недоработок. Большой вес и малый объём.

Будь я на месте Microïds, я прописал бы больший объём городов, увеличил сложность и длину квестов, избавился бы от 3D-анимации, сократив объем (43 гигабайта, это ни на какой телефон не влезет!) занимаемого места на диске, вернул псевдо-3D и классическое управление.

У игры спорный разветвлённый сюжет, в котором достаточно хорошо описаны от силы три-четыре персонажа. Остальные просто обрываются. Действия Кейт не могут показаться, а кажутся странными. Чем вы разобьёте стекло? Кирпичом, рукояткой ножа, тяжелым телефоном со стола, стулом, обмотанной рукой в шарфе? Правильно! Конечно рукой! Куда деть шарф, подаренный от всего сердца, который вы хранили у этого же сердца? Правильно, выкинуть. Квест ради квеста.

Я уже писал, что Сокаль не закончил историю большинства персонажей, но самое главное, что он не закончил и историю Кейт, оборвав её на самом интересном месте. Покупая Syberia 3 я надеялся вернуться в детство, но мне удалось подглядеть только за воспоминаниями об его обломках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *